На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Пульс Планеты"

47 059 подписчиков

Свежие комментарии

  • Екатерина
    сдохни украина не жалко вас рази укропы не ва прощения1 пошли вон из россии беженцы на выход!«ТЫ ОКАЗАЛСЯ ПРАВ...
  • Владимир Алтайцев
    Ты  же ненавидишь Сталина, Ленина, всю  Советскую власть, сохранивших Россию от  " байденов" а  буквально в другой ст...В Вашингтоне раск...
  • Alexandr Turowsky
    ОУН(организация украинских националистов) фашистское объединение националистов,которое боролось против объединения За...Украинский спецна...

Национализация или либерализация: Как остановить постоянный рост цен на бензин


Цены на бензин и дизельное топливо в России растут уже несколько месяцев подряд. Учитывая то, что на носу посевная, это может стать большой проблемой. Правительство рассматривает сценарий с ограничением экспорта моторного топлива за рубеж, но ряд независимых экспертов считает, что это полумера, которая будет иметь лишь временный эффект. Какие же есть варианты решения столь важной для экономического развития страны проблемы?


Россия, одна из крупнейших нефтедобывающих стран, уникальна тем, что цены на нефтепродукты у нас никак не увязаны с котировками «черного золота» в мире. Неважно, растут они или падают, для отечественных автомобилистов ценники на АЗС будут подниматься в любом случае. Почему же так происходит?

Все дело в системе внутреннего ценообразования на моторное топливо, которую регулирует не столько рынок, сколько государство. Согласно подсчетам, 70% от стоимости 1 литра бензина на заправке составляют акциз на топливо, НДС, НДПИ и расходы НПЗ на добычу и транспортировку. К этому надо прибавить накрутку, которую делают владельцы АЗС. Доля стоимости самой нефти в себестоимости реализуемых нефтепродуктов составляет порядка 7%. Также необходимо учитывать инфляцию, поскольку, согласно установленным правилам, цены на моторное топливо должны расти в пределах 1-2 процентных пунктов ниже уровня инфляции. По данным Центробанка, по состоянию на март 2021 года она официально составляла 5,79%.

С начала года нефтяные котировки начали существенно расти, однако мировые рынки не должны были оказывать негативное влияние на российский из-за так называемого демпфера. Согласно этому механизму, государство компенсирует нефтяникам часть цены в виде отрицательных акцизов, если экспортная цена на сырье выше, чем внутри страны. Считается, что это позволяет компаниям продавать моторное топливо в России не в убыток себе. И наоборот, если экспортная цена ниже, то НПЗ должны компенсировать разницу в госбюджет. Помните, в прошлом году цены на нефть радикально упали, но отечественные автомобилисты это не заметили? Это все демпфер.

С необычным механизмом ценообразования мы вроде бы разобрались, но по-прежнему непонятно, с чего тогда так сильно начали расти внутренние цены? Тут еще интереснее.

С одной стороны, нефтяные компании все валят на «сезонный и климатический факторы». Имеется в виду аномально холодная зима 2020-2021 годов, а также подготовка к посевной, где потребуется большое количество моторного топлива и ГСМ. С другой стороны, как утверждают независимые эксперты, в росте цен на АЗС виновато само правительство, которое регулярно повышает акцизы. Действительно, бизнес на то и бизнес, чтобы зарабатывать деньги, благотворительностью он заниматься не будет. Раз выросли издержки, нефтяные компании, НПЗ и автозаправки переложат свои расходы на конечного потребителя, то есть, автомобилистов, а также аграриев и всех прочих.

В этом контексте любопытно, как же с топливным кризисом намерено бороться правительство. А рецепт у премьер-министра Мишустина, выходца из Налоговой службы, довольно необычный. Сперва государство в середине апреля в рамках демпферного механизма направило на доплаты нефтяным компаниям дополнительно 20 миллиардов рублей. Теперь же кабинет министров рассматривает варианты с ограничением экспорта моторного топлива за рубеж. Это должно стабилизировать ситуацию и остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Однако создается впечатление, что правительство борется не с причиной болезни, а с ее симптомами. Вместо того чтобы снизить акцизы, оно намерено увеличить с 11% до 15% норматив по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок для производителей, а также увеличить размер компенсаций из федерального бюджета для нефтяников, работающих в России. При этом возможны и иные сценарии для разрешения проблемы с топливным кризисом, которая регулярно дает рецидивы.

Есть два взаимоисключающих подхода. Согласно первому, топливный рынок необходимо максимально либерализовать. Государство должно дать возможность новым компаниям построить нефтеперерабатывающие заводы, скорее всего, компактные, в регионах. Крупным игрокам тогда придется потесниться, но на внутреннем рынке появится больше предложения, что приведет к снижению ценников на автозаправках. Согласно второму, диаметрально противоположному подходу, власти должны провести национализацию всего нефтяного сектора страны, создав нечто вроде «Нефтепрома» по аналогии с «Газпромом». Появление единой монополии позволило бы государству централизованно регулировать цены на моторное топливо и не прибегать к довольно странноватому механизму демпфера.

Вместо этого правительство продолжает поддерживать причудливый симбиоз нескольких частных нефтяных компаний и федерального бюджета. Насколько подобная схема оправданна и выгодна нашей стране, большой вопрос.

https://topcor.ru/19685-nacionalizacija-ili-liberalizacija-k...

Картина дня

наверх