А вот другая история – на этот раз о танке B-1bis “Jean d`Arc”, принадлежавшего 1-й роте 47-го батальона 4-й танковой дивизии. В течении 28 мая части 4е DCR вели ожесточенные бои с превосходящими силами противника в районе Хюппи (Huppy), близ которого располагался штаб генерала Ш.
де Голля. В ходе очередной контратаки, начавшейся в 17:00 к востоку от Дуделанвилля (Doudelainville), было задействовано несколько тяжёлых танков. Танк B1bis “Jean d`Arc” подвергается интенсивному обстрелу из 37-мм ПТО – один из снарядов пробивает ствол 75-мм гаубицы, но в ответ на это танкисты уничтожают два немецких орудия. Далее “Jean d`Arc” и другие машины 1-й роты продвигаются к Хюппи, по пути подавляя сопротивление немецкого пехотного батальона.
Однако у высоты 107, к юго-западу от Ле Круазетт (Les Croisettes), танки попадают в артиллерийскую ловушку. Немцы предусмотрительно подтянули сюда не только 37-мм пушки, но и более мощные 88-мм FlaK18, что предопределило исход этого боя. В башню “Jean d`Arc” попадает два 88-мм снаряда, выводя из строя смотровые приборы и нанеся серьёзные ранения командиру и заряжающему. Несмотря на это, танк продолжает свой рейд, давя гусеницами противотанковые орудия и машины противника. Не имея возможности продолжать бой с заклиненной башней и выведенными из строя пушками “Jean d`Arc” вынужден отступить. Уже на отходе танк настигает ещё один 88-мм снаряд, который пробивает топливный бак и приводит к сильному пожару. Только тогда экипаж покинул израненную машину и, в течении ночи избежав встречи с немецкими патрулями, сумел вернуться к своим.
Трагической оказалась судьба В-1bis №250 “Adroit” ( “Ловкий”), который входил в состав 8-го танкового батальона. По всей видимости, в первых майских боях этот танк участия не принимал и находился в резерве. Его активная карьера началась 19 мая, когда на дороге Sercin-Promont экипаж встретил изрядно потрёпанную механизированную колонну 15е BCP и 2е DCR. Примерно в 1:30 ночи танк был подвергнут артобстрелу и его командир решил укрыться в ближайшем фруктовом саду. На рассвете выяснилось, что противника рядом нет, поэтому командир решил продолжить движение на север, в надежде встретиться с двумя другими B-1bis – “Eclair” и “Maroc”. Встреча состоялась у деревни Deheries, где уже находились немецкие войска.
Предпринятая атака трёх танков оказалась настолько неожиданной, что немецкая пехота оставляет деревни Deheries и Villers-Outreux, отступая на юг. Тем временем, на соединение с остальными выходит танк “Mistral”.
Однако радость французов была совсем недолгой – продолжая преследование “Eclair” терпит аварию и его экипаж пересаживается в “Mistral”. Следующий населенный пункт – деревню Catelet, командир отряда решает взять тем же способом, однако немцы уже были готовы к такому повороту событий. Войдя в деревню танки “Mistral” и “Maroc” оказываются под концентрированным огнём немецких танков и ПТО.
После многочисленных попаданий французские машины горят, а их экипажи попадают в плен. Танк “Adroit”, который тоже получает повреждения, удаётся отбуксировать трактором, но уже в 9:30 немцы контратакуют. Командир танка расходует последние снаряды для подавления двух ПТО, но очередное попадание в моторное отделение выводит из строя систему охлаждения и вентиляторы. Танк загорелся, но ещё сумел пройти порядка 200 метров, пока не достиг развалин деревни. Здесь экипаж был вынужден покинуть “Adroit” и в 11:30 попал в плен.
Не менее жестокий бой выдержали 22 мая экипажи танков №217 “Cantal” и №232 “Amiens”. Практически в одиночку им предстояло выбить противника из района деревни Rethel, где на противоположном берегу канала окопалась немецкая пехота, а в развалинах дома было установлено 88-мм зенитное орудие. Атака началась на рассвете – французские танки вышли прямо на линию огня зенитки. У танка “Cantal” первый бронебойный снаряд пробивает борт и срывает бортовую дверь, второй проходит насквозь через лобовой бронелист рядом с гаубицей, третий разбивает рубку механика-водителя. Танку “Amiens” тоже сильно досталось.
После попадания в бортовую часть корпуса происходит разрыв гусеницы, но экипаж продолжает неравный бой. Хотя преодолеть канал невозможно, командир продолжает вести огонь из 47-мм пушки по немецким позициям и в конечном итоге добивается попадания в замаскированную зенитку. Спустя пять дней, 28 мая, танк удалось вновь ввести в строй, однако в ходе отступления “Amiens” пришлось бросить на дороге около берега реки Луара.
Не менее интересной, хотя и печальной, оказалась история танка “Bayard”. Около 10:30 утра 6 июня 1940 в ходе боя в районе Roye, что в 32 км к северу от Компьена, эта машина приняла участие в очередной неудачной контратаке французских войск. Для “Bayard” этот “поход” закончился перегревом и последующим возгоранием двигателя, из-за чего капитан Барбо (Barbeau) отдал приказ покинуть танк. Раненого командира пришлось эвакуировать на мотоцикле в тыл, а поврежденный танк попытались отвести к лесу Мортемер, что в 16 км севернее от Эстре-сен-Дэнис (Estrees-St-Denis). Экипажу пришлось оставить свою машину, однако вечером 7 июня брошенный “Bayard” был обнаружен экипажем танка “Davout”, который ранее вышел из строя в бою. Примерно к 9 часам вечера на “Bayard” удалось завести двигатель, хотя полной работоспособности добиться от него не удалось.
Днём 8 июня экипаж повёл танк в направлении St-Just-en-Chaussee (в 18 км юго-западнее леса Мортемер), но уже на следующий день техническое состояние “Bayard” ухудшилось настолько, что у КПП осталось работать всего две передачи. Танк остановился в 5 км от н\п Clermont-de-l'Oise, когда у него полностью вышла из строя трансмиссия. Положение мог спасти грузовик технической поддержки, оказавшийся неподалёку, но немецкая авиация незадолго до этого разрушила мост через р.Уаза, полностью уничтожив надежды на своевременный ремонт. Оказавшись в изоляции командир танка лейтенант Жан Лаффорг вынужден был поджечь “Bayard”, полностью выведя его из строя.
Экипаж Char B1 №350 «Fleurie» позирует у своей машины, во время маневров в феврале 1940 г.
В центре сержант-шеф Жак Дюмай (Jacques Dumay) (убит 15 июня 1940 у Монсюзена (Montsuzain).
Справа адьютант Левассер (Levasseur) (убит 12 июня 1940 у Мурмелон (Mourmelon).
Kаждый В 1bis имел собственное имя, обычно в каждом батальоне названия танков соответствовали определенной тематике:
41 и 49 батальоны (танки B 1bis № 346-375) несли названия французских вин. Fleurie - «цветущая».
Обратите внимание на разьемы ТПУ висящие за поясом у танкистов.
[]
№202 “Algirie” – поврежден снарядом во время атаки у города Ham 16 мая 1940 г., оставлен экипажем.
№213 “Aquitan” – во время атаки у Монкорне вышла из строя гидропередача Naeder, оставлен экипажем.
№216 “Anjou” – разрушен внутренним взрывом во время атаки 3 июня близ Мон Корбе (Mont Caubert) из-за пожара в двигателе.
№244 “Audacieux” – принят 508e RCC в начале 1939 года, в сентябре передан 8e ВCC, а 20 апреля 1940 года введён в состав 1ere compagnie. Уничтожен в бою 15 мая в районе Guise.
№312 “Adoir” – подбит и сгорел во время атаки у Флавиона 15 мая 1940 года, но перед этим его экипаж сумел вывести из строя три немецких танка. Радист был убит во время боя, а командир танка (лейтенант Жильбер) “словил пулю” уже выбравшись из горящего танка. Из всего экипажа спастись удалось только водителю и заряжающему – первый попал в плен, а второй был послан командиром к танку “Guinemer”, чтобы сообщить о гибель их машины, и сумел избежать встречи с немцами.
№329 “Aller” – подбит в бою у деревни Метте (Mettet) 15 мая 1940 года.
№334 “Ourcq” – подбит в бою 15 мая 1940 года у Флавиона. По воспоминаниям лейтенанта Луи Бунэ (Louis Bounaix) их танк довольно длительное время шел под сильным артиллерийским обстрелом. Заметив вспышки от немецких орудий танк сделал несколько выстрелов в их сторону, но без особого эффекта. Пройдя ещё около 100 метров артиллерист “Ourcq” замечает одиночный Pz.IV – по немецкому танку тотчас открывает огонь 75-мм гаубица и с первого выстрела подбивает его. Выжившие немецкие танкисты спасаются бегством, но в это время командир B1bis замечает, что с левого фланга огонь по ним открыли замаскированные танки противника. По крайней мере пять французских танков (“Ourcq”, “Gard”, “Isiere”, “Herault” и “Adour”) фактически оказываются в ловушке. Огонь по B-1bis вели, преимущественно, Pz.III вооруженные 37-мм пушками, но из-за повреждения двигателя французский танк прекратил атаку и начал отходить назад. В этот момент очередной снаряд разворотил гусеницу. Экипаж покинул машину, перед этим окончательно выведя её из строя, после чего “безлошадных” танкистов подобрали танки “Vandee II” и “Nancy II”.
№339 “Aisne” – в составе отряда из трёх танков экипаж этой машины принял бой у моста Поньи (Pogny) через р.Марна. Несмотря на явное количественное превосходство противника “Aisne” атаковал немцев, которые встретили его сильным артиллерийским огнем. Один из крупнокалиберных снарядов разрывает левую гусеницу, а второй попадает в башню, после чего экипаж был вынужден оставить танк.
№343 “Pommard” – применялся в боях эпизодически из-за поломок трансмиссии. Утром 13 июня танк выдержал артиллерийскую дуэль с немецкой полевой артиллерией, но получмв 4 прямых попадания вынужден был отойти и стать на ремонт. Пока танкисты приводили "Pommard" в порядок немцы продвинулись далеко вперед, заблокировав пути отхода. Пытаясь прорваться из окружения вместе с другими B1bis и бронетранспортерами этот танк получил несколько серьёзных повреждений и был оставлен экипажем в районе Voue - Montsuzain.
№345 “Beaune” – этот танк под командованием лейтенанта Жана Адельмиана в одиночку сдерживал наступление большой группы немецких войск в сражении у Сен-Дизье (Saint-Dizier) 13 июня 1940 года. Около 18 часов вечера танк выщел к мосту, который почему-то не был взорван при отступлении. Примерно в 1800 метрах от него командир “Beaune” замечает немецкий авангард, состоящий их мотоциклистов и бронетранспортеров. Открыв огонь из всех видов оружия французы рассеивают противника, который вынужден искать укрытия. Однако к 19:00 у француского танка почти закончились боепримасы и он вынужден отойти к городу. Здесь “Beaune” включается в оборонительные бои против частей 1-й танковой дивизии вермахта, совершив несколько рейдов в окрестностях Сен-Дизье. Завершилась карьера танка №345 перегревом двигателя, который вскоре перерос в пожар. Экипаж оставил сгоревшую машину и эвакуировался в тыл.
№349 “Chably” – подбит в бою 24 мая 1940 года.
№365 “Barsac” – 41BCC, по всей видимости уничтожен взрывом боекомплекта.
Танк B-1bis с собственным именем "Аvize" №371 “Avize” – в мае 1940 года отправлен в распоряжение 1-го взвода Bataillon Girier 8/15 pour, во время атаки у Аббвиля (Abbeville) поврежден и оставлен экипажем.
№375 “Chateauneuf du Pape” – во время атаки 18 мая у Olizy-sur-Chiers вышел из строя двигатель, но после короткого ремонта танк введен в строй, дальнейшая судьба неизвестна.
№376 “Cambertine” – принял участие в контратаке у ферм Ля Форж и Ля Мулино, дважды поврежден огнем 37-мм и 47-мм ПТО, но оба раза экипаж под огнем производил ремонт танка, дальнейшая судьба неизвестна.
№386 “Ait-Souala” – потерян в бою у Mourmelon 12 июня 1940 года.
№388 “Arlais” (бывший “Foret de la Woerve”) – передан 8 июня в состав 41е ВСС, погиб вместе со всем экипажем в бою 10 июня под Pethes.
№395 “Banyuls” - передан 8 июня в состав 41е ВСС, дальнейшая судьба неизвестна.
№398 “Berry Au Bac” – на рассвете 17 мая 1940 года экипаж этого танка, под командованием сержанта Марселя Синьоля (Marcel Signol), атаковал позиции противника к югу от Монкорне (Montcornet). Местность, на которой пришлось действовать французам, представляла собой заболоченные поля и совершено не располагала для применения танков. Тем не менее, Синьолю удалось вклиниться в оборону немцев и продолжать движение, пока его танк не был поврежден в ходе налёта пикировщиков Ju-87. По приказу командира 2е ВСС два других танка эвакуировали экипаж, после что “Berry Au Bac” был окончательно уничтожен орудиями танка “Sampiero Corso”.
№400 “Beaumanoir” – принадлежал 46е ВСС, разрушен внутренним взрывом в бою 19 мая 1940 года у высоты 118. Из четырех членов экипажа поогиб только радист (или заряжающий ?).
№406 “Athos” – утром 17 мая участвовал в атаке у Монкорне. Около 9 часов вечера при поддержке мотопехоты отбивает контратаку немцев, но получает повреждения. Не имея возможности отремонтировать машину экипаж открывает горловины топливных баков и поджигает “Athos”.
Уничтоженный при отступлении своим экипажем B-1 bis, номер 401, с собственным именем "Bearn II", один из двух подменных машин 37th BCC, танк ранее именовался "Vaux". 
№410 “Bearn II” – передан 37е ВСС, в ходе отступления 16 мая танк остаётся без горючего в Бомоне, Бельгия. Экипаж выводит танк из строя и уходит с пехотой.
№411 “Armagnac” (бывший “Foch”) – в начале марта 1940 года передан в состав 49е ВСС, а 10 мая танк передают в 28е ВСС, дальнейшая судьба неизвестна.
№417 “Albert I” – 29 мая танк уничтожен около леса Виллер к югу от Аббвилля.
№419 “Bauard” – передан 2-й роте 49-го батальона в конце мая 1940 года. В первом же бою 10 мая один снаряд калибра 105-мм попадает в башню в районе пулеметной установки, второй пробивает правый борт вызывая пожар. Тем не менее, экипажу удаётся уничтожить несколько ПТО и заняться ремонтом двигателя. Днем 12 июня организуется танковая колонна из 13 В1bis, которые надлежало отправить в тыл для ремонта, однако положение французской армии таково, что наиболее боеспособные машины оставляют на фронте. Рота занимает позицию на берегу Марны, в районе деревень Chalons-sur-Marne и Chaussee-sur-Marne. На следующий день, 13 мая, немцы обрушивают на французов шквал артиллерийского огня, который настигает и “Bauard”. Возгорание двигателя на этот раз ликвидировать не удаётся и экипаж оставляет сгоревший танк.
№449 “Belfort II” – ещё одна жертва неудачной атаки под Метте (Mettet) 15 мая 1940 года. Танк атаковал противника у деревни Сомтэ (Somtet), где вступил в бой с подразделением 8-й пехотной дивизии вермахта. Поскольку пехота ничего не смогла сделать с тяжелобронированной французской машиной была запрошена поддержка артиллерии. По танку почти в упор открыли огонь 88-мм зенитки и 105-мм полевые орудия – находясь на открытом пространстве медлительный B1bis представлял из себя прекрасную мишень, однако вывести его из строя удалось только после того, как он подорвался на мине.
№451 “Poitou II” – также как и “Belfort II” этот танк участвовал в бою у деревни Метте против частей 8-й пехотной дивизии, но в отличии от №449 ему повезло значительно меньше. В окрестностях Дени (Denee) танк №451 был буквально расстрелян 88-мм и 105-мм орудиями - у него была полностью разбита ходовая часть и двигатель. За этим последовала детонация боекомплекта. Весь экипаж танка “Poitou II” погиб.
№453 “Bretagne II” – взорван экипажем при отступлении в мае 1940 года.
№474 “Armor” – разбит немецкой артиллерией в бою под Chery-les-Pouilly 18 мая 1940 года.
№512 “Arcole” – участвовал в сражении 28 мая в районе Аббвилля. В ходе наступления экипажу танка под командованием лейтенанта Жака Хубердо (Jacques Huberdeau) удалось вывести из строя два немецких ПТО и одно полевое 75-мм орудие, которые пыталось вести огонь в направлении французского танка. Однако, вскоре “Arcole” получил попадание 105-мм снаряда в носовой бронелист и был вынужден отойти задним ходом. Экипаж оставил поврежденную машину и эвакуировал в тыл раненого водителя. Позднее танкисты вернулись к “Arcole”, однако повреждения были настолько сильны, что отремонтировать танк на месте, равно как и отбуксировать его, не представлялось возможным. Танкисты выгрузили оставшиеся боеприпасы и демонтировали замки орудий, после чего отошли вместе с пехотой. За время сражения “Arcole” потратил 100 литров горючего и израсходовал 14 снарядов калибра 75-мм и 15 снарядов калибра 47-мм.
Танк B-1bis №518 с собственным именем “Alger”. №518 “Alger” – брошен экипажем из-за технических неисправностей.
№519 “Austerlitz” – разрушен прямым попаданием 105-мм снаряда в бою 10 июня 1940 года.
№537 “Sambronne” – вышел из строя по технической причине и взорван экипажем 17 июня 1940 года.
№534 “Bugeaud” – принадлежал 28-му танковому батальону и вместе с танками “Kellerman” и “Murat” принял последний бой 8 июня 1940 года у населенного пункта Saint-Just-en-Chaussee, где совместными усилиями французские танкисты вывели из строя 10 немецких танков. Однако, в ходе отступления к Уазе, “Bugeaud” выходит из строя по технической причине и его приходится бросить.
Франция повержена - солдаты Де Голля спускают национальный флаг и забирают его с собой, символизируя тем самым что они покидают свою Родину непобежденными, для того чтобы продолжить борьбу.
Французы прощаются с солдатами Де Голля.
Свежие комментарии