На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Пульс Планеты"

47 049 подписчиков

Свежие комментарии

  • Екатерина
    сдохни украина не жалко вас рази укропы не ва прощения1 пошли вон из россии беженцы на выход!«ТЫ ОКАЗАЛСЯ ПРАВ...
  • Владимир Алтайцев
    Ты  же ненавидишь Сталина, Ленина, всю  Советскую власть, сохранивших Россию от  " байденов" а  буквально в другой ст...В Вашингтоне раск...
  • Alexandr Turowsky
    ОУН(организация украинских националистов) фашистское объединение националистов,которое боролось против объединения За...Украинский спецна...

Философ Дугин: человеческий труд обесценен, но Первомай еще не стал праздником роботов

Философ Дугин: человеческий труд обесценен, но Первомай еще не стал праздником роботов
Философ Дугин: человеческий труд обесценен, но Первомай еще не стал праздником роботов / Федеральное агентство новостей / Дарья Шмелева

Практически весь мир 1 мая отмечает День международной солидарности трудящихся. Название этого праздника в разных странах свое. Однако его сущность остается неизменной — сочувствующая часть населения объединяется в борьбе за права рабочих. Но с годами данный класс попросту исчез. Философ и политолог Александр Дугин рассказал "ПолитЭксперту", что сегодня собой представляет 1 Мая.

В России 1 Мая называется Праздником Весны и Труда. В других странах его окрестили Днем труда или Днем благодарности труду. Кроме того, некоторые государства отмечают его не 1 мая. Например, в США рабочих чествуют в первый понедельник сентября, а в Японии — 23 ноября.

Мир, труд, май и бомбы

Многие, особенно в России, привыкли ассоциировать этот день с красным цветом, шествиями и Советским Союзом, полагая, что где, как не в "государстве рабочих и крестьян", мог появиться такой праздник. Однако СССР лишь культивировал его, а настоящей родиной Первомая являются США. Но и к американцам эта идея пришла из-за океана.

В середине XIX века австралийские рабочие начали активную борьбу за восьмичасовой рабочий день. Это было неслучайно. В ту эпоху в Австралию ссылались преступники, каторжники и проститутки со всех концов света, где только развевался флаг Британской империи. Поэтому условия труда у местных рабочих были особенно тяжелые. В результате 21 апреля 1856 года каменщики и другие труженики строек в Мельбурне прекратили какие-либо действия и прошли маршем от Мельбурнского университета до здания Парламента, ратуя за восьмичасовой рабочий день. Их акция возымела успех и по-прежнему считается первой консолидацией рабочего движения в истории. Конечно, это не могло не повлечь за собой волну аналогичных демонстраций в других городах.

Тем не менее первой и единственной страной XIX века, которая ввела повсеместный восьмичасовой рабочий день, была Новая Зеландия. Хотя это только технически, так как статус доминиона Британской империи она получила только в 1907 году, а политическую независимость — лишь в 1947-м.

Через 30 лет эта лихорадка докатилась до Америки. Движение рабочих в США того времени, как и многих европейских держав, включая Российскую империю, находилось под сильным влиянием анархистских идей. Вдохновившись опытом австралийцев, 1 мая 1886 года анархисты Канады и США провели ряд демонстраций. При разгоне одной из таких акций правоохранители Чикаго убили шестерых митингующих, что вызвало еще более массовые выступления на следующий день, на этот раз против жестоких действий полицейских.

Бунт на Хеймаркет. Гравюра 1886 года

В порыве борьбы "за справедливость" неизвестный бросил бомбу в правоохранителей, в результате чего погибли восемь человек, еще 50 получили ранения. После этого началась перестрелка, которая увеличила количество жертв.

Именно эти события в Америке побудили Парижский конгресс Второго Интернационала объявить в 1890 году 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира. Предполагалось, что во время акции трудящиеся будут требовать от правительства введения восьмичасового рабочего и других социальных гарантий.

Первой страной в Европе, которая законодательно установила восьмичасовой рабочий день для любых профессий, стала советская Россия. В 1917 году спустя лишь четыре дня с начала Октябрьского переворота вышел соответствующий указ советского правительства. В большинстве государств Европы восьмичасовая рабочая смена установилась в 1919-м — после серии многодневных и парализующих экономику профсоюзных забастовок, в которых участвовали сотни тысяч рабочих.

Причем Первомай отмечался в России и до прихода к власти большевиков. Однако, как это часто бывает, идея, пришедшая с Запада, сразу приняла форсированный и даже деструктивный характер. Практически моментально движение за права отдельного класса стало почвой для различных маргинальных акций, которые сделали демонстрации политизированными и антигосударственными.

Первое шествие трудящихся состоялось в 1890 году в Варшаве, которая тогда была в составе Российской империи. В нем приняли участие 10 тысяч рабочих. Уже в 1897 году движение стало носить политический характер, а в 1901-м на выступлениях в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и других городах, помимо требования справедливых условий труда, появились лозунги: "Долой самодержавие!", "Да здравствует республика!".

К началу Первой мировой войны в первомайских стачках и демонстрациях в России уже участвовали свыше 400 тысяч рабочих. А после Февральской революции на улицы вышли миллионы людей, которые выступали за свободу и войну до победного конца. Однако нашлись и те, кого такой порядок вещей не устраивал. Большевики и сочувствующие им выходили с лозунгами: "Долой министров-капиталистов", "Вся власть Советам", "Долой империалистические войны!".

Демонстрация 1 мая 1917 года в Пскове

Упадок рабочего класса

На протяжении последующих лет доля рабочих в России и мире только возрастала, послаблений и социальных гарантий для трудящихся становилось все больше. Праздник, посвященный трудящимся, не только не терял актуальность, но и, вероятно, способствовал облегчению условий работы.

Так продолжалось до тех пор, пока мир постепенно не вошел в период деиндустриализации, начавшийся еще во второй половине XX века и длящийся до сих пор. XXI век практически похоронил рабочий класс как движущую силу экономики, так как значительно сократилась доля промышленности в ВВП и еще более снизился удельный вес занятых в этой сфере. Теперь данные отрасли в среднем занимают не более трети в экономике. 

Российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин отметил, что 1 Мая традиционно было праздником социалистов, левых, в борьбе за права рабочего человека.

"А сегодня рабочий человек за это время, пока боролись за его права, фактически исчез с повестки дня. Его как информационного явления, как признанного класса нет. За время празднования 1 Мая рабочий класс появился, заявил о себе, достиг очень серьезных прав и исчез. Сегодня его нет, остался только праздник. И этот праздник полностью утратил смысл в силу того, чему он был посвящен. Труд сегодня — и не ценность, и не задача", — подчеркнул Дугин.

Он указал на то, что мир уже идет по тенденции отказа от работы. Так, американский миллиардер Илон Маск предлагает обеспечить население безусловным базовым доходом, чтобы те попросту "не мешались. Он считает, что роботы рано или поздно вытеснят людей с их рабочих мест. Поэтому без выплат будет не обойтись. Эксперименты по обеспечению доходом населения проводились или проводятся в России, Германии, Индии, Испании, Италии, Канаде, Кении, Намибии, Нидерландах, США, Уганде, Украине, Финляндии. Успех у таких экспериментов был переменным и является отдельной почвой для дискуссии.

"В такой ситуации можно, конечно, переименовать этот праздник в праздник роботов, робототехники и окончательного освобождения людей от труда. Но это тоже еще не пришло. Поэтому праздник просто завис в воздухе между двумя стульями. Поэтому трудно себе представить то время, когда он значил бы меньше, чем в наше", — заключил Дугин.

Первомай 2010 года в Москве: демонстрация анархистов

В современном мире 1 Мая политизировалось окончательно. Ежегодно его отмечают коммунисты, анархисты и другие организации левого толка. Эти мероприятия сопровождаются выдвижением острых социальных и политических лозунгов. Нередко такие шествия заканчиваются столкновениями с полицией. Чаще это касается тех стран, где левые течения особенно сильны и радикализированы.

В современной России праздник окончательно утратил свой изначальный характер. Согласно оценкам ряда СМИ, для большинства граждан страны этот день является всего лишь дополнительным выходным, началом дачно-огородного сезона и поводом для развлечений.

Ранее "ПолитЭксперт" рассказывал, как 1 Мая отмечают граждане Китая. Востоковед Борис Подопригора в интервью редакции заметил, что жители КНР воспринимают День трудящихся не как международный праздник, а как день общенародного единства.

Автор: Алексей Атреянов

Картина дня

наверх