
Минувшим летом, когда Евросоюз ввел санкции против России в связи с конфликтом на Украине, некоторые политики назвали этот шаг «выстрелом в собственную ногу». Сегодня, когда ущерб от санкционной политики в обоюдно направленном векторе просматривается все более зримо, появляются поводы надеяться, что последствия «самострела» все-таки будут локализованы и не охватят необратимыми процессами жизненно важные органы сложного механизма под названием Европейский союз.
Дискуссия с европарламентариями
В конце апреля в Государственной Думе имело место неординарное событие: в законодательную палату прибыли послы государств-членов ЕС во главе с руководителем миссии Евросоюза в Москве Вигаудасом Ушацкасом. Целью встречи дипломатического бомонда с российскими парламентариями было обсуждение перспектив развития взаимоотношений между Россией и ЕС, которые по известным причинам сегодня далеки от идиллии.
Исходя из того, что диалог по заявленной повестке назрел объективно, комитет по международным делам Госдумы инициировал его ранее – представителям Евросоюза было предложено обсудить насущные вопросы на открытых парламентских слушаниях еще 16 марта. Однако тогда инициатива отклика не нашла по понятным причинам: на 20 марта в Брюсселе был намечен саммит ЕС, где одним из главных вопросов значился пункт об «актуализации» санкций. Обсуждать с российской стороной нюансы взаимоотношений, не заручившись соответствующими резолюциями, было бы опрометчиво. Особенно с учетом бунтарских настроений некоторых членов ЕС.
Между тем по завершении саммита, на котором в сложной полемике было принято компромиссное решение отложить изменение формата санкций до лета текущего года, европейская сторона инициативно проявила заинтересованность в диалоге при условии, что он состоится без участия СМИ.
Условие было принято.Европейский союз заинтересован, чтобы раздражители в отношениях с Россией были ликвидированы, заявил посол ЕС в РФ Вигаудас Ушацкас после общения с депутатами Госдумы
Факт представительного собрания и его итоги широкого резонанса не имели. Однако, не нарушая джентльменского соглашения, руководитель упомянутого комитета Госдумы Алексей Пушков поделился своими впечатлениями о встрече и обозначил концептуальные «соображения» по итогам кризисного года, которые были доведены до сведения европейских партнеров.
Они состоят в следующем. Во-первых, минувший год продемонстрировал безальтернативность политического процесса, предусмотренного минскими соглашениями. Для российской стороны совершенно очевидно: военными средствами украинский кризис решен быть не может.
Второй важный момент: выстраивая собственные взаимоотношения, России и Евросоюзу необходимо выходить за пределы украинского кризиса, который монополизировал на себе все политическое и дипломатическое внимание. При этом за бортом необоснованно оказались иные проблемы, которые не могут быть решены без тесного взаимодействия сторон.
И, наконец, третий пункт: необходимо прекратить «войну слов» между ЕС и Россией, которая лишь усугубляет атмосферу конфронтации: «Если руководство России и Евросоюза в этом плане проявляет высокую степень сдержанности, то, к сожалению, этого нельзя сказать о некоторых отдельных странах ЕС. Хорошо известны достаточно резкие заявления, исходящие от Эстонии, Литвы, Польши, Великобритании. Мы отвечаем на подобные выпады на международных площадках, но говорить, что это нас выводит на уровень конструктивных отношений, не приходится. Не думаю, что нужно превращать риторику холодной войны в постоянную черту взаимоотношений между ЕС и Россией», – отметил А. Пушков.
По мнению политика, концептуальные моменты, изложенные российской стороной, нашли понимание у партнеров – дискуссия не была лишена элементов острой полемики, но они явно отступали перед стремлением к конструктиву. В связи с этим А. Пушков выразил осторожный оптимизм относительно того, что время фронтального кризиса и санкционной эскалации уходит, в ЕС вызревает готовность к возобновлению сотрудничества с Россией.
Предпосылки к тому складываются объективно из развития ситуации на Украине, которая вышла за рамки традиционных сценариев «цветных революций». За минувший год в Евросоюзе убедились: нынешняя Украина – это не та «вибрирующая» демократия, о которой поначалу восторженно писали европейские массмедиа. Это нечто совершенно иное – государство, охваченное глубочайшим кризисом и националистическими страстями, развивающееся отнюдь не по демократическому пути.
Сделав ставку на быстрые изменения на Украине, ЕС обрел в итоге серьезную головную боль. Понятно, что развиваться без помощи извне страна сегодня не в состоянии. Об этом говорят и сами украинские политики, делая ставку на традиционное «заграница нам поможет». Но здесь встает неудобный вопрос: а за чей, собственно, счет банкет? Исключительные радетели за демократию в глобальном масштабе – США – демонстрируют готовность инвестировать исключительно в военную сферу. Поднимать же экономику Украины собственными средствами для Евросоюза, обремененного серьезными проблемами в социальной сфере ряда государств-членов, нереалистично.
Что реалистично? По мнению А.Пушкова, искать формулу, которая позволит Евросоюзу и России вести переговоры относительно формирования взвешенной торгово-экономической политики республики, опирающейся не только на ресурс ассоциации с ЕС. Последнего недостаточно для выхода страны из кризиса. Ведь только за прошлый год, лишившись традиционных сегментов российского рынка, Украина потеряла 34% экспорта. За этой цифрой – миллиардные потери, закрытые производства, растущая безработица, стремительное падение уровня жизни населения.
На столь неоптимистичном фоне «усталость» Евросоюза от Украины, которая наблюдается с конца прошлого года, трансформируется в раздражение, элементы которого прорываются в риторике международных форумов, в том числе с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы. Последняя сессия ПАСЕ, состоявшаяся в апреле в Страсбурге, впервые за минувший год не увенчалась принятием резолюции по Украине, несмотря на то, что проблематика в повестке дня присутствовала.
«Не следует себя утешать, что Россия больше страдает от санкций»
Одновременно с изменением настроений по украинскому кризису в Евросоюзе актуализируется вопрос целесообразности санкций в отношении России. Даже представители государств, истово радевших за введение подобных мер, признают: ожидаемый эффект не реализован.
Так, в недавно опубликованном опросе германского издания Deutsche Welle немецкий политолог, старший научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества в Киеве Андреас Умланд отметил, что введением санкций Западу не удалось добиться ничего. Напротив, это «некоторым образом способствовало внешнеполитическому авантюризму Москвы», укреплению рейтинга Владимира Путина и усилению антизападных настроений среди населения России.
Разочарование выразил также директор польско-канадской программы поддержки демократии на Украине Адам Зауэр. «Санкции не оправдали себя в качестве политического инструмента. Более того, уже после их введения начался вооруженный конфликт в Донбассе», – констатировал эксперт.
Аналогичной точки зрения придерживается большинство брюссельских экспертов, вынужденных признать: европейская санкционная политика не оказала практического влияния на политический курс России. При этом санкции серьезным ущербом срикошетили по национальным экономикам европейских государств, особенно по наиболее слабым из них.
В финансовом выражении оценки прямых потерь для Евросоюза колеблются в диапазоне от 20 до 40 млрд. евро. Соразмерный ущерб эксперты определяют и для российской стороны. Однако с учетом косвенных эффектов означенные суммы увеличиваются кратно и, по мнению специалистов, в реальности превосходят триллион евро. В этом контексте интересна информация, опубликованная британской The Times: за последние 15 месяцев инвесторы вывели из Великобритании 356 млрд. долларов, большая часть из которых – российского происхождения. Аналитики напрямую увязывают этот факт с действием санкций.
В складывающихся реалиях обостряются противоречия внутри Евросоюза: притом что антироссийские ортодоксы в лице Великобритании, Польши и государств Балтии упорно не желают сдавать позиции, ширится движение сопротивления – Австрия, Венгрия, Греция, Италия, Испания, Кипр, Словакия, Словения, Чехия и ряд других государств ЕС выступают либо против автоматического продления санкций, либо вовсе за их за отмену.
Наиболее последовательным критиком санкционной политики Евросоюза в отношении России зарекомендовал себя президент Чехии Милош Земан. В многочисленных интервью он однозначно формулирует собственную позицию: санкции должны быть отменены, поскольку негативно отражаются на торгово-экономических интересах, усиливают напряженность и не ведут к разрядке ситуации. «Я стремлюсь к тому, чтобы между Чешской Республикой и Российской Федерацией существовали нормальные торгово-экономические отношения, не обремененные санкциями», – заявил М. Земан.
А находясь в Москве в дни празднования 70-й годовщины победы над нацистской Германией в интервью газете «Коммерсант» он развил мысль о тщетности попыток путем санкций заставить Кремль изменить свою политику: «Не только я, а и премьер Словакии Фицо, и премьер Венгрии Виктор Орбан, а также канцлер Австрии Файман высказались против санкций. Теперь к нам присоединился испанский министр иностранных дел».
Наиболее последователен в критике антироссийских санкций президент Чехии Милош Земан. Он, к слову, единственный из лидеров стран Евросоюза, кто приехал в Москву на празднование 70-летия Великой Победы
По убеждению президента Чехии, причины, по которым нужно изолировать Россию от Евросоюза, объективно отсутствуют. А разговоры о блокадах и эмбарго – бессмысленны, изоляция никогда не приводила к удаче, но лишь к полной утрате взаимного доверия.
Аналогичной позиции придерживается премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, неоднократно заявлявший о намерении развивать сотрудничество с важным торговым партнером в двустороннем формате и призывавший ЕС пересмотреть отношения с Россией. «Политика санкций, проводимая Западом, ставшая необходимым следствием того, что русские делают, приносит больше вреда нам самим, чем России. В политике это называется «выстрелить себя в ногу», – утверждает В. Орбан.
Новые или расширенные санкции ЕС против России не помогут разрешить украинский кризис, считает премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Об этом он заявил на дипломатической конференции по вопросам внешнеполитической активности в Братиславе. «Я не жажду дальнейших санкций в отношении России, – приводит ТАСС слова Фицо. – Я принципиально и открыто выступаю за поиск решения и диалог. Европейский союз и Россия, некогда стратегические партнеры, сегодня общаются посредством санкций и ведут экономическую войну. Данный подход наносит ущерб всем. Нам не следует себя утешать, что Россия больше страдает от санкций», – подчеркнул Р. Фицо.
О том, какую цену заплатила за антироссийские санкции Италия, в недавнем интервью газете Stump отметил глава МИД республики Паоло Джентилони. «Мы всегда выполняли наши обязательства до конца, применяя санкции (в отношении РФ) и возглавив воздушное патрулирование НАТО в небе над Прибалтикой. И мы заплатили высокую цену за это. Единственное наше отличие в том, что мы считаем, что нужно всегда сохранять диалог с Москвой», – сказал П. Джентилони, напомнив о роли России в урегулировании кризисов в Сирии и Ливии, в достижении договоренностей с Ираном по ядерной программе.
Нецелесообразным считает продление экономических санкций и премьер-министр Словении Миро Церар. «Я думаю, что сейчас не время расширять санкции. Мы должны быть гибкими, мы должны наблюдать, как выполняются условия соглашений, достигнутых в Минске. В настоящий момент Словения выступает против продления действия санкций», – заявил М. Церар на мартовском саммите ЕС в Брюсселе.
Разрозненность позиций, с которыми подошли к саммиту государства-члены ЕС потенциально несет в себе серьезные риски для будущего Евросоюза. Отсюда, очевидно, и весьма лояльная риторика представителей руководящих органов объединения относительно выстраивания отношений с Россией в новых реалиях.
«Если правительство России продемонстрирует готовность совместно с ЕС обеспечить деэскалацию и урегулирование конфликта на Украине, обеспечить полное выполнение минских договоренностей и работать над достижением общих экономических интересов, тогда двери для сотрудничества с РФ должны быть широко открыты», – заявил в ходе саммита председатель Европарламента Мартин Шульц.
Кстати, условие «неукоснительного выполнения Россией минских соглашений» стало своеобразным лейтмотивом всеевропейского форума. Оно рефреном звучало из уст и председателя Евросовета Дональда Туска, и из уст «стальной леди ЕС» канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Однако какой конкретно смысл вкладывается в это условие, похоже, не до конца осознали даже сами участники форума.
Позиция же Москвы по этому поводу, напротив, ясна. «Кремль считает нелогичным связывать с РФ невыполнение минских договоренностей и игнорировать ответственность Киева за их подрыв, – еще раз пояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. – В данном случае каким-то образом это связывать с Россией абсолютно нелогично. Не менее нелогично игнорировать ответственность Киева за ту ситуацию, которая складывается после принятия известного законопроекта (о признании ДНР и ЛНР временно оккупированными территориями)».
Как известно, мартовский саммит ЕС завершился компромиссным решением: санкции Евросоюза в отношении России остаются без изменений до июля текущего года. Однако постановка их в зависимость от полного выполнения минских соглашений фактически означает, что они не будут сняты или смягчены ранее 2016 г. До этого срока, по мнению аналитиков, нет оснований рассчитывать на полное и подтвержденное выполнение всех пунктов соглашений. И кто выиграет от этой задержки?
Тем более что сегодня достаточно сложно спрогнозировать, по какому сценарию будет далее развиваться украинский кризис и, соответственно, как изменится позиция Европы по отношению к Украине и России. В этом смысле нельзя исключать и весьма неожиданных поворотов – новых выстрелов, и новых рикошетов.
Свежие комментарии